25.04.2011
19 апреля 2011 года Центром качества ТПУ совместно с Центром менеджмента качества ТГУ был проведен 1-ый межвузовский научно-практический семинар «Системы менеджмента качества в образовательных учреждениях: опыт, проблемы, перспективы». Данный семинар был приурочен к празднованию 115-летия со дня основания Томского политехнического университета.
В семинаре приняли участие более 50 человек - представители ВУЗов Сибирского и Уральского федеральных округов: Томский политехнический университет, Томский государственный университет, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Сибирский государственный медицинский университет, Российский государственный социальный университет, Новосибирский государственный Университет, Российский государственный торгово-экономический университет, Кемеровский технический институт пищевой промышленности, Омский государственный университет им Ф.М. Достоевского, Челябинский государственный педагогический университет, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет.
Основной целью семинара стал обмен практическим опытом функционирования систем качества в вузах. В Томск приехали представители вузов, с которыми ТПУ имеет давние и успешные контакты. В разные годы сотрудниками ТПУ было реализовано более 30-ти консалтинговых проектов по построению СМК в вузах России. Поэтому было вдвойне интересно узнать, что произошло в вузах за эти годы, и какое развитие получили системы менеджмента качества у наших клиентов. Однако уже в рамках работы семинара стало понятно, что и нам самим есть чему поучиться у коллег.
На семинаре выступали настоящие профессионалы, люди которые изучили вопросы разработки и внедрения системы менеджмента качества не по учебниками, а на основе собственного опыта.
С приветственным словом к участникам семинара обратился проректор ТПУ по научной работе и инновациям Власов В.А., который отметил важную роль функционирования СМК в ТПУ.
Открыл семинар директор Центра качества, Алексей Клепиков, который показал роль и место СМК в Национальном исследовательском университете. Основная идея доклада была следующей – Система менеджмента качества должна меняться вслед за изменением целей и задач университета и должна постоянно находить свое место и роль в его жизни и решении актуальных проблем.
Андрей Бабенко, директор Центра менеджмента качества, на примере проведения и оценки удовлетворенности потребителей ТГУ показал, насколько важна и эффективна роль обратной связи при улучшении всех сторон деятельности университета. Чувство юмора и примеры из практики не оставили никого равнодушным.
Наталья Рязанцева, Проректор СибГМУ, представила опыт и основные проблемы внедрения СМК в медицинском университете. Руководство вуза рассматривает стандарты ISO 9000 как инструмент повышения эффективности системы управления вузом. С уверенностью можно сказать, что руководство СибГМУ пошло по правильному пути внедрения СМК – не формального, главной целью которого является сертификация, а прагматичного – повышение эффективности функционирования процессов.
На первый взгляд могло показаться, что выступление профессора ТПУ Альфреда Дульзона находилось в некотором резонансе от общих выступлений. Темой доклада стали проблемы функционирования вузов в современных условиях, в том числе и вопросы СМК в вузе. Многим участникам семинара заполнилась аббревиатура СИМК (Система имитации менеджмента качества) и последствия, которые возникают в вузах при формальном внедрении стандартов ISO 9001. Доклад А. Дульзона явился в некотором роде катализатором последующих обсуждений, которые прошли на круглых столах.
Тематически, темы круглых столов были разделены на 2 части: 1) проблемы функционирования систем качества в вузах и 2) основные направления развития СМК.
Однако как показали выступления и ход дискуссий - одна тема дополняла другую и наоборот, и было достаточно трудно провести границу между ними.
Несомненно, заполнились доклады Елены Коробейников (ЧГПУ) «Пути преодоления стагнации СМК образовательного учреждения», Марии Мешковской (НГУ) «Опыт внедрения СМК в Новосибирском государственном университете», Елены Рожновой (ТюмГАСУ) «Опыт проведения внутренних аудитов в архитектурно-строительном университете» и т.д.
В докладах были озвучены возможные пути решения существующих проблем: самооценка деятельности организации по различным моделям, участие в конкурсах, применение современных методов управления качества и обучение им сотрудников, создание системы предложений по улучшению деятельности вуза от студентов, преподавателей, сотрудников с последующим анализом их внедрения.
Целый блок выступлений был посвящен оптимизации и повышению эффективности библиотечного обслуживания в вузах, которые прозвучали от уполномоченного по качеству ТГУ Ирины Жолобовой и зам. директора НТБ ТПУ Натальи Размариловой. Именно в этих докладах впервые прозвучала мысль о необходимости обмена опытом работ библиотек в форме бенчмаркинга.
Эта идея быстро нашла свое продолжение и развитие. Фактически сами участники семинара уже воплотили эту идею в жизнь - выступая со своими докладами, задавая и отвечая на вопросы (прямо скажем, весьма непростые), приводя примеры из своей практики.
Поэтому, уже поводя итоги работы семинара, была выдвинута следующая идея - создание сети бенчмаркинга с участием вузов с целью обсуждения и развития систем менеджмента. Данная сеть могла бы развиваться в следующих направлениях:
- Внутренний и внешний аудиты
- Мониторинг удовлетворенности потребителей (методы, критерии)
- Процессный и системный подход в вузах
- Роль высшего руководства (лидерство, ответственность)
- Мотивация и вовлечение сотрудников
- Документация
- Основные направления развития, роль инноваций
- Международный опыт повышения эффективности систем управления в вузах
- Эффективность и результативность СМК
Уже сейчас можно сделать некоторые выводы:
Во-первых, в российских вузах идет активная работа по повышению эффективности систем управления на основе международных стандартов и современных инструментов менеджмента.
Во-вторых, данная работа идет весьма непросто, и важная роль в преобразованиях несомненно относится к руководству и повышению мотивации сотрудников.
И наконец, в третьих, - схожие проблемы возникают в разных вузах и очень важно почувствовать плечо коллеги и возможно воспользоваться его опытом. Наверное, именно поэтому идея создания межвузовского консорциума была с воодушевлением воспринята всеми участниками семинара.
Был отмечен высокий уровень организации семинара и выражена надежда о проведении в Томске в 2012 году уже всероссийской конференции «Системы менеджмента качества в образовательных учреждениях: опыт, проблемы, перспективы».
Неформальное обсуждение опыта и перспектив развития СМК с участием представителей образовательных учреждений – актуальный и востребованный формат. Будем надеяться, что такие дискуссионные семинары станут традицией и помогут сделать вклад в развитие СМК в высших учебных заведениях. Перефразируя известное выражение, хочется сказать - в дискуссии рождается истина!